На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Свежие комментарии

«Детки в клетке»: как помочь подросткам пережить самоизоляцию?

Самоизоляция – тяжелый период для всех, а для подростков – особенно. Они оказались заперты в четырех стенах и лишены радостей – живого общения с друзьями, прогулок, походов в кино и кафе. Плюс непривычное дистанционное обучение, упреки родителей, собственные переживания и тревоги. Как помочь подросткам пережить это непростое время, порталу «РИАМО в Подольске» рассказала психолог центра социально-психологической помощи молодежи «Юность» Екатерина Легконогих.

Подольчане о самоизоляции: «режим сталкера» и многоэтажка, выгуливающая собаку>>

Новый ритм жизни

Коронавирусная инфекция распространилась по всему миру, заставив людей поменять ритм жизни. На фоне пандемии в России школьников и студентов перевели на дистанционное обучение, работающих людей – на удаленку, также приостановили работу большинства компаний, а главное – ввели режим обязательной самоизоляции, чтобы остановить распространение инфекции.

Все это выбило из колеи не только взрослых, которые «утонули» в домашних хлопотах или стали маяться от безделья, но и подростков, для которых привычный уклад жизни рассыпался, как карточный домик. Как пояснила психолог, ситуация с коронавирусом для каждого из нас является очень травматичной и стрессовой.

«Мы оказались в этой ситуации не по своей воле, и каждый справляется с этим по-разному, по-своему. Кто-то будто замер в режиме сохранения энергии, старается побыстрее прожить это время за счет долгого сна, «залипает» в телевизор и ленту новостей. Кто-то воспринимает происходящее как некую точку роста, а кто-то наконец-то занялся тем, что так давно хотел, но не получалось, так как не было времени», – рассказала Легконогих.

Действительно, самоизоляция – это прекрасная возможность провести время с семьей, лучше узнать близких, поменять привычный образ жизни к лучшему.

«Если размышлять на тему детско-родительских отношений, то взрослые в силу своего жизненного опыта и мудрости обладают гораздо большим арсеналом «стратегий выживания». Дети и подростки в этом плане слабее, поэтому нужно помочь им пережить это непростое время», – пояснила психолог.

Коронавирусные мошенничества: липовые пропуска, анализы, лекарства>>

С наименьшими потерями для всех

По словам Легконогих, родители и дети оказались в очень непривычной ситуации – они буквально заперты дома друг с другом.

По мнению психолога, с детьми дошкольного возраста не должно возникнуть особых сложностей. Они уже многое умеют самостоятельно, в том числе играть и занимать себя. Родители могут проявить фантазию и выдумать множество новых игр или вспомнить хорошо забытые старые. Например, можно построить шалаш из диванных подушек – это понравится малышам и займет их на время. Также, например, можно поставить детям аудиокнигу со сказками или развивающий мультфильм – главное, чтобы все было в меру.

«С подростками сложнее. Во-первых, они учатся, пытаясь освоить совершенно новый и непривычный для них, да и для учителей тоже, формат обучения. Во-вторых, оказывается фрустрированной самая главная потребность подростка – общение со сверстниками. А если еще примешиваются и романтические чувства, то это может переживаться крайне болезненно. Что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям-подросткам? Я считаю, что задача в целом у всех одна: пережить этот период с наименьшими потерями для всех», – объяснила Легконогих.

И добавила, что родителям нужно взять себя в руки и сохранять спокойствие в любой ситуации.

«Родители выполняют такую важную функцию, как жизнеобеспечение, продолжают работать – кто удаленно, а кто в режиме повышенной ответственности и напряженности. Им важно «сохраняться», быть в ресурсе, быть, по возможности, спокойными. Давно известно, что стресс подрывает защитные силы организма, и тот становится легкой добычей для любых болячек – не только для этого страшного вируса», – объяснила психолог.

Психолог из Подольска о детских кризисах и подростковых проблемах>>

Требования и общение

Жизнь в четырех стенах – испытание для всей семьи. Самое время взрослым задуматься о правилах, требованиях и обстановке в доме. Напряженные отношения, недопонимание, злость – совсем не союзники в этот нелегкий период.

«Родителям очень важно снижать градус ожиданий и требований касаемо учебы. Если дети отстанут от программы, что-то не поймут, пропустят – это нестрашно! Потом они обязательно все наверстают», – подчеркнула психолог.

И отметила, что в общении с подростками есть еще один важный момент.

«Подросток обязательно поймет вас, если вы обратитесь к нему, как к партнеру, а не в приказном порядке. Скажите именно так, с уважением, что вы рассчитываете на него. И обязательно благодарите – искренне, от всей души. Вы можете делиться с ним своими мыслями и переживаниями, обсуждать различные вопросы, советоваться. Важно, чтобы и подросток мог поделиться всем этим с вами, не боясь критики и обесценивания с вашей стороны», – пояснила специалист.

Самоубийства подростков: «синий кит» и группы смерти в Интернете>>

Гаджеты и интернет

Во время самоизоляции многих родителей тревожит бесконечное зависание подростков в гаджетах, в интернете. Действительно, смартфон или компьютер стали единственной связью с внешним миром, способом общения со сверстниками, напоминанием о привычном укладе жизни.

«Стоит понимать, что сейчас гаджеты и интернет – это и средство учебы, и развлечение, и единственное доступное общение. Многие ребята освоили и давно забытый Скайп, и платформу Zoom – организовывают видеовстречи, общаются. А если родителям кажется, что подросток слишком засиделся в сети, но они сопровождают это критикой и недовольством, то получат обратную реакцию – желание еще глубже уйти с головой в интернет, спрятаться, закрыться», – отметила психолог.

И добавила: самоизоляция – стрессовый период для всех, поэтому сейчас не самый лучший момент для воспитания.

«Гораздо важнее создать дома дружественную, принимающую и понимающую атмосферу, когда общение друг с другом доставляет удовольствие. Родителям стоит понять, что именно от отсутствия такого общения подростки больше всего и страдают», – объяснила специалист.

На самоизоляции важно не только перестать давить на подростка и бесконечно требовать, но и «прокачивать» взаимоуважение и дружеское доверие. Нужно общаться, помогать и поддерживать друг друга, и тогда этот период пролетит незаметно и даже с пользой, причем как для взрослых, так и для детей.

Воспитать успешного человека: как работает детская бизнес‑школа в Подольске>>

Новый взгляд

Важно помнить и о том, что в каждой семье разные жилищные условия. К сожалению, порой подростки не могут просто побыть в одиночестве, спокойно пообщаться со сверстниками через видеосвязь, а значит, и почувствовать себя в безопасности.

«Режим самоизоляции не подразумевает, что из дома нельзя выходить совсем. Можно выносить мусор, выгуливать собаку, ходить в магазин и аптеку. Можно давать своему подростку поручения – например, сходить за хлебом. Это отличная возможность хоть ненадолго выйти из дома, почувствовать себя свободным, живым, да просто «быть»! Это поможет снизить эмоциональное напряжение и у подростка, и в семье в целом», – подчеркнула психолог.

По ее мнению, самоизоляция – это не только время испытаний, но и возможность как будто заново познакомиться со своими детьми-подростками, увидеть их с новой стороны. Поэтому нужно постараться извлечь максимум пользы от совместного времяпровождения, играть в настольные игры, общаться, узнавать друг друга.

«Большинство родителей, с кем я общаюсь и как психолог, и как мама, отмечают, что их дети прекрасно справляются с возникшей ситуацией. Они сами находят себе занятия, многие подтянулись по предметам, стали более взрослыми и ответственными», – рассказала Легконогих.

Льготы для школьников: как оформить и куда пожаловаться при отказе>>

Помощь специалистов

«Говорят, где тонко – там и рвется. Поэтому в стрессовой ситуации обязательно усилится и проявится то, что и раньше «проседало» в отношениях с детьми. То есть если есть проблемы с подростком, то они связаны не с самоизоляцией как таковой – просто сейчас они проявились наиболее остро и ярко», – отметила собеседница.

Если в семье имеется проблема, а общение родителей и ребенка-подростка не складывается, то не стоит ждать, что все разрешится само собой, – скорее всего, отношения только ухудшатся. Родителям в такой ситуации следует обратиться за помощью к специалистам.

«Многие психологи центра «Юность» перешли на дистанционное консультирование. Вся психологическая помощь осуществляется абсолютно бесплатно и в том формате, который наиболее комфортен и удобен клиентам. Увеличилось и время работы центра – теперь до 22:00. Все телефоны сотрудников и подробная информация, кто по каким проблемам работает, есть на нашем сайтеи в соцсетях. Будьте здоровы и берегите себя!» – заключила психолог.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх