На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Подземные приключения: корреспондент «РИАМО в Подольске» побывала в Силикатах

Девятовские каменоломни – они же Силикаты – целая система пещер под Подольском, которая привлекает любителей приключений. Это километры уникальных подземных тоннелей, «шкуродеров» и гротов, в которых до сих пор остались следы былой добычи известняка. Обозреватель «РИАМО в Подольске» вместе с путешественниками клуба «След в след» опробовала на себе диггер-туризм.

«Каменоломни в Подольске уникальны и опасны»>>

Подольские каменоломни

Каменоломни изначально назывались Девятовскими – по деревне неподалеку. Позже их стали называть Силикатами, так как самая близкая к ним железнодорожная станция – Силикатная. Сейчас каменоломни расположены на территории Новой Москвы, но ранее это был Подольский район.

История каменоломен насчитывает несколько столетий. С XVIII века здесь велась добыча базальта и известняка. Это знаменитый «белый камень», из которого возвели много знаковых построек. Наиболее интенсивное развитие Девятовских выработок пришлось на вторую половину XIX века, когда потребность в строительных материалах многократно возросла – Москва отстраивалась после Отечественной войны 1812 года.

К началу XX века выработки забросили. Во время Великой Отечественной войны там располагалось бомбоубежище. Со временем в каменоломнях стали образовываться естественные пещеры, которые растянулись на целые километры.

В 1960-х годах в нашей стране появилось новое увлечение – спелеология и диггерство. Экстремалы-любители стали посещать каменоломни, в том числе и Девятовские. К сожалению, с безопасностью тогда было очень плохо – случались обвалы и другие несчастные случаи, поэтому в 1990-х годах Силикаты закрыли, а все входы, которые вели в систему пещер, взорвали.

Но недолго подольские каменоломни пустовали без экстремалов – любителей подземелий и приключений. Вскоре активисты восстановили входы и расчистили проходы.

Спускаться в каменоломни, заложенные несколько столетий назад, опасно. Делать это без опытного проводника строго запрещено. Полноценную экскурсию с рассказом об истории Силикатов проводит турклуб «След в след».

История Подольска: славянские селища, копейка Ивана Грозного и старинные каменоломни>>

Знакомство с клубом

Однажды я увидела в сети анонс небольшого путешествия в подмосковные пещеры – Силикаты, которые находятся под Подольском около ОНСТ Девятское. Это показалось очень интересным, и я связалась с организатором похода Семеном Николаевым. Оказалось, в подземную систему пещер собиралась целая группа путешественников, к которым я и присоединилась.

Путешествие начиналось от станции Силикатная – оттуда туристическая группа должна была отправиться в сторону каменоломни. Итак, я отправилась на точку сбора.

Появился Семен Николаев – 26-летний организатор турпоходов – и представил участников экскурсии в подземелье: семейную пару с детьми, юную студентку и других любителей приключений.

«Сам я увлекаюсь путешествиями с самого детства. Мой отец в годы учебы в институте активно занимался спелеологией, рафтингом, сплавами, но с ним я в походы не ходил. Помню, как ребенком смотрел на проекторе слайды из его поездок и мечтал отправиться вместе с ним. Когда подрос, то пришел в скаутское движение и стал регулярно ходить в походы. Первый свой самостоятельный поход я провел в 18 лет и после этого стал регулярно этим заниматься. В 2016 году мне предложили организовать свой турклуб – так и появился «След в след», – поделился Семен.

Он объяснил, что название символизирует ценности клуба. В частности, организатор походов делает упор на путешествия с детьми и приучение юных туристов к активному и полезному отдыху.

После знакомства мы отправились в сторону входа в каменоломню. Идти предстояло немного – минут двадцать. По пути я активно расспрашивала экскурсовода о предстоящем спуске под землю.

Мир соли: как работает соляная пещера в Подольске и для чего она нужна>>

Ланч в лесу

Мы дошли до спуска в каменоломню, и я издалека увидела нечто похожее на колодец. Сердце сжалось, ведь мне предстояло спуститься именно туда!

Но пока что мы обошли вход в Силикаты и дошли до ближайшего леса, где встретили других участников похода и остановились на небольшой отдых. Все разбрелись: кто за ветками для костра, кто за пнями, а другие занимались обустройством точки отдыха. Помогали даже самые маленькие путешественники. Зажгли костер, и мы уселись рядом.

Из всей команды мое внимание привлек самый юный экстремал – четырехлетний Костя, который то и дело наравне со всеми возился с костром, самостоятельно жарил сосиски и вообще ни в чем не уступал старшим товарищам.

Мы перекусили, и наконец-то закипел чай! Горячий напиток, костер, лес и добродушная компания сделали свое дело – я успокоилась и была готова спускаться даже в самые глубокие пещеры.

Семен пояснил, что нас ждет неудобный спуск, поэтому нужно быть предельно аккуратными. После того, как мы окажемся внизу, нам предстоит проползти до начальной точки, где мы запишемся в журнал.

«Любители каменоломни, которые регулярно туда спускаются, отслеживают, кто туда приходит. И главное – выходят ли эти люди обратно. Для этого был создан специальный журнал, где каждый посетитель записывает время своего спуска, а на выходе отмечает, что благополучно вышел. Если активисты видят, что кто-то зашел, но так и не вышел, то отправляются на поиски», – рассказал экскурсовод.

Он добавил, что пещеры разные: где-то можно встать в полный рост, где-то придется пробираться на корточках, а где-то можно только ползти. Маршрут будет несложный, но из-за теплой зимы внизу нас ждет грязь, а на некоторых участках и вода.

Наконец Семен скомандовал: «Достаем фонарики и готовимся к спуску!» Итак, начинается самое интересное!

Соляные пещеры в Подольске: где находятся и сколько стоят>>

Спуск в пустоту

Мы подошли к колодцу, который является единственным входом в каменоломню. Я приблизилась к краю и увидела железную лестницу, спускающуюся вниз – в пустоту. Сразу же отшагнула назад. А ведь мне сейчас предстоит по ней спуститься! Отметаю дурные мысли и настраиваюсь на спуск.

«Мы дойдем до самых основных исторических штреков, где еще осталась колея от былой добычи камня. Где-то мы увидим деревянные рельсы с металлическими полозьями. В других пещерах такого нет!» – рассказывает Семен.

Тут к колодцу подошли два диггера и стали с интересом наблюдать за нами. Для них мы были туристами-любителями, которые придут к ним в гости. Незнакомцы поздоровались, пожелали нам удачи, усмехнулись и показали, как правильно спускаться по лестнице. Наш экскурсовод последовал за ними. Подошел мой черед делать шаг в пустоту.

Я ухватилась за лестницу и стала аккуратно спускаться. Внизу передо мной оказался небольшой тоннель, я опустилась на корточки, включила налобный фонарик и поползла вперед. Вокруг только глыбы камней и темнота. Плотная, устрашающая темнота, которую рассекает луч моего небольшого фонаря. Сердце бешено заколотилось, но отступать нельзя!

Спа‑отдых в Подольске и окрестностях: топ‑10 отелей, пансионатов и клубов>>

Путешествие по подземелью

За каменоломней следят смотрители, а также десяток постоянных посетителей, которые даже оборудовали специальные места для отдыха в гротах. Здесь действуют правила: не мусорить, не кричать, бережно относиться ко всему окружающему. Также здесь запрещается разводить открытый огонь, а при встрече с другими посетителями обязательно следует поздороваться и узнать, все ли у них в порядке.

Итак, я проползла до места первой остановки, где лежал специальный журнал и различная диггерская атрибутика. Мы дожидались других членов команды, и Семен вписал нас в журнал. Наш маршрут будет протяженностью полтора километра. Мы проползем по «шкуродерам» – узким тоннелям, посетим «Автопарк», «Зубы дракона», «2-ю Централку» и дойдем до грота «Яблоко». Я оставила неудобный рюкзак и отправилась вслед за Семеном, который уверенно полз вперед. Путешествие началось!

Время от времени мне удавалось привстать или идти на корточках, но большую часть маршрута я ползла на четвереньках и даже по-пластунски. Спустя каких-то 10 минут у меня затекла шея, и я мечтала хоть ненадолго привстать и размять ее. О чистоте не было и речи! Я была с ног до головы перепачкана глиной, а в волосах был песок, кусочки известняка, о который я то и дело билась головой – с непривычки.

Все туристы шли друг за другом, а Семен, ориентируясь по специальным знакам, показывал нам путь. Кстати, удобнее всего было детям, которым не нужно было так корячиться, чтобы проползти. А маленький Костя во многих местах и вовсе мог спокойно передвигаться в полный рост. Юный диггер с удивлением рассматривал тоннели и гроты, улыбался и держался очень смело. Удивительный малыш!

По пути нам встречались различные знаки, установленные местными диггерами для обозначения точек. Мы прошли по центральной штольне, время от времени останавливаясь на отдых, и наконец добрались до исторической части, где виднелась колея от рельсов. Когда-то здесь кипела работа по добыче известняка! Мы смогли увидеть и торчащие рельсы – вернее, то, что от них осталось.

Это удивительное ощущение. Казалось, что я попала в другой мир. Что сейчас из тоннеля выйдут рабочие с кирками, пройдут мимо нас и, возможно, даже отругают за то, что мы мешаем им работать. Оставляю эти фантазии и продолжаю путь.

Дома с историей и памятники: что посмотреть в центре Подольска>>

Темнота и тишина

Штольни – это подземные ходы, пробитые в камне и глине. Высота их порой достигает человеческого роста, но большая часть все-таки не такая просторная – приходится ползти. В целом, в ходах сухо, пол глиняный. Однако есть и мокрые места, где нужно обходить образовавшиеся лужи.

Удивительно, но температура воздуха под землей всегда одинаковая и держится на уровне плюс 10 градусов. Поэтому зимой в каменоломне теплее, чем на улице, а летом – холоднее. Кстати, сезон для диггеров – это как раз зимнее время, так как земля промерзает, а значит, в пещерах становится более безопасно.

Мы ползем дальше и все чаще встречаем немых свидетелей прошедшей эпохи – деревянные подпорки, трогать которые строго-настрого запрещено. Я немного испугалась, ведь эти подпорки, возможно, и держат тоннель, но вид их не внушает доверия… Тем не менее, со временем я привыкла к ним и вскоре перестала обращать внимание.

Удивляет тишина – такая умиротворяющая. Мы добрались почти до конца маршрута, Семен предложил передохнуть, чему я очень обрадовалась, и выключить свет, чтобы ощутить полную тишину и темноту. Мы так и сделали. Я прилегла на камень и стала всматриваться в никуда…

И тут мне показалось, что я отчетливо вижу все вокруг. Вот передо мной сидит экскурсовод, рядышком разлегся юный путешественник. Позади меня большая глыба, угол которой смотрит прямо на меня. Ну надо же! Я же вижу!

Как пояснил Семен, это обман зрения. Дело в том, что при полном отсутствии света мозг человека сам дорисовывает картинку по последнему воспоминанию. Я повертела рукой перед своим лицом – действительно, ничего не вижу, вокруг полная темнота. Удивительно!

Вскоре все включили свои фонари, и мы продолжили путь. Я была к этому времени уже изрядно уставшая – ползая по тоннелям, приходится прикладывать немало сил. Наконец мы добрались до грота «Яблоко». Тут-то я и осознала, что весь этот путь мне придется преодолеть еще раз – в обратном направлении! Пара минут на отдых, и мы возвращаемся назад.

Здания с историей в Подольске: «Зингер», усадьба фон Мекк и дом Ленина>>

Уставшие, но довольные

Мы вернулись к точке отправления, и Семен записал в журнал, что все благополучно вышли из каменоломни. Несколько последних рывков, и я выползла к лестнице и вскоре оказалась на поверхности.

Как и предполагалось, все были уставшими и в грязи с ног до головы. Но экскурсия на этом не закончилась: Семен позвал путешественников на обед, а впереди их ждала большая и интересная программа.

Но я сделала пару глотков воды, совместную фотографию с группой, попрощалась со всеми и отправилась к платформе Силикатная. Когда села в электричку, другие пассажиры оборачивались и с интересом осматривали «свинюшку», перепачканную глиной, сильно уставшую, но довольную.

Да, такое подземное приключение я бы повторила!