На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Президент Гильдии парфюмеров: «Один аромат способен изменить всю жизнь»

В Подольске впервые прошел «Сиреневый фестиваль», на котором Гильдия парфюмеров из Санкт-Петербурга представила выставку духов с ароматами сирени, прочитала лекции об истории парфюмерии в России и провела мастер-классы. Президент Гильдии Оксана Чернышова рассказала «РИАМО в Подольске» об этом необычном искусстве, секретах профессии и о том, какой запах помогает преодолеть все преграды.

– Оксана, как вы стали парфюмером?

– Я работала менеджером по персоналу, а когда меня доставала моя работа, то ходила в Музей парфюмерии в Санкт-Петербурге. Побывала на многих тематических мероприятиях, сама варила мыло с отдушками. Однажды там было занятие, посвященное фужерам – природно-травянистым запахам, а на выходе я увидела объявление о наборе в школу парфюмеров.

Честно говоря, я удивилась – мне казалось, что парфюмеры живут во Франции, в замках, а профессия передается им чуть ли не по наследству. В полной уверенности, что меня не примут, я пришла на экзамен. Я была уверена, что завалю его. Но оказалось, что главное – это эстетический вкус и правильные вопросы.

На экзамене я спрашивала, сколько компонентов нужно иметь в лаборатории, какое оборудование понадобится, почему у меня не получаются отдушки. Все это меня очень интересовало, и это были верные вопросы. К тому же я была постоянным посетителем Музея парфюмерии – меня знали в лицо и понимали, что вкус у меня есть. Меня взяли.

Школу парфюмеров я окончила в 2013 году. Затем прошла практику на парфюмерном производстве и теперь занимаюсь этим самостоятельно. Многому учусь по книгам, на семинарах и мастер-классах у иностранных коллег. Мы встречаемся, обмениваемся опытом – прекрасно, что у нас есть такая возможность!

Школа выпускает примерно по 10 человек в год, но не все могут найти себя. Это действительно редкая профессия. И чтобы работать в ней, необходимо посвящать ей всю свою жизнь. Наполовину бухгалтер, наполовину парфюмер – так не получится.

– Расскажите о Гильдии парфюмеров.

– Гильдия парфюмеров – это творческий союз людей, которые объединяются для какой-то идеи. В частности, «Придворный парфюмер» объединяет пять профессионалов. В выставке «Февральская сирень» участвовало три человека. Частные парфюмеры, которые не работают на производство, сами создают духи.

– Как вы оказались в Подольске?

– Мы впервые побывали в Подольске в 2018 году – нужно было обсудить подробности «Сиреневого фестиваля». Мы посмотрели все локации и предложили некоторые организационные моменты сделать парфюмерными.

Ведь сирень – не просто красивая культура, она еще потрясающе пахнет. И ей Гильдия парфюмеров посвятила несколько ароматов, которые мы хотели показать. Выставку можно было увидеть на улице под зонтиками, где висели надушенные помпоны из натуральной шерсти – она долго держит ароматы. Также на входе можно было насладиться ароматами в стеклянных шарах и приобрести понравившиеся.

– Как Гильдия парфюмеров связана с Обществом сирени?

– Я всегда любила сирень, но когда мы провели «Сиреневый фестиваль» и я представила свой первый сиреневый аромат, то уже не могла остановиться. Мы провели в Царском селе мастер-класс по сиреневому аромату и так познакомились с садовником Смольного института и членом Международного общества сирени Максимом Лещинским.

«Сиреневые фестивали» в Санкт-Петербурге уже не обходятся без Гильдии парфюмеров. У нас творческий союз с Международным обществом сирени, членом которого я являюсь. Мы проводим в Санкт-Петербурге большое мероприятие «Февральская сирень» – это исключительно моя идея. Я предложила Максиму Лещинскому заставить сирень цвести зимой. И он уже пятый год подряд «выгоняет» ее, как когда-то это делали для последней императрицы Российской Империи. Теперь мы наслаждаемся цветением сирени два раза в год. Обожаю ее!

– Как получить запах сирени?

– Сирень – очень сложный аромат. Этот цветок предпочитает умереть, но не отдать свой запах. Мы не можем создать эфирное масло или экстракт сирени, кстати, как и ландыша. Запах приходится составлять искусственно, из других ароматов. Это большое искусство – создать аромат, который «зазвучит» по-настоящему.

Кстати, сирень хорошо знакома каждому жителю России. А значит, этот цветок сможет объединить людей и показать, что у них много общего.

– Сколько всего ароматов вы создали?

– Создала 15-20 ароматов, из них посвященных сирени – восемь. Невозможно остановиться! Например, читаешь Игоря Северянина – возникает образ мороженого из сирени, и пока ты его не создашь, больше ни о чем не можешь думать. Или однажды зимой вспомнила о сиреневой аллее и не смогла избежать соблазна сделать такой аромат.

– Где вы создаете ароматы?

– У меня есть лаборатория. Там стоят высокоточные весы с тремя знаками после запятой, то есть до тысячных долей.

Кстати, у меня еще и большой опыт в создании упаковки для духов. Все, что я создаю, должно еще и красиво выглядеть! Так что в парфюмерии есть место самым разным направлениям искусства и творчества, и это прекрасно.

– Вы используете только натуральные компоненты?

– Эфирные масла и духи только из натуральных компонентов существовали до Авиценны, который в XI веке нашей эры изобрел дистилляцию. После этого стали получать искусственные вещества, и духи перестали быть 100% натуральными.

Работая над реконструкцией «Придворного парфюмера», мы реконструировали парфюмы, которые выпускались 100 лет назад. Уже тогда не пользовались натуральными веществами, большая часть духов состояла из синтетических веществ.

Так что сегодня использовать исключительно натуральные компоненты нет смысла. Кстати, парфюмеры могут выбирать из более чем 5 тысяч душистых веществ. Впечатляет, не так ли?

Осознанное потребление и помощь природе: советы экоактивиста из Подольска>>

– Как вы проводите мастер-классы?

– На моих мастер-классах сначала я даю основы парфюмерного искусства – участники узнают, как создается аромат, и понимают, насколько сложно это сделать. Также они учатся различать ноты в ароматах, из чего состоят.

Затем участники пробуют около 50 душистых веществ и пытаются создать свой аромат. И все 10 человек создают совершенно разные запахи! Затем наступает момент созревания. Нужно набраться терпения и ждать: только через две недели будет понятно, что за аромат получился.

– Можно ли создать аромат-портрет человека?

– Да. Я делаю ароматы-портреты, но за шесть лет создала только три. Причем для людей, с которыми я знакома очень близко, и наше общение носит очень личный характер. Люди мне говорили: «Боже мой, я предполагал, что ты можешь это сделать, но не думал, что получится такой волшебный аромат!»

Я очень многое знала про этих людей, но все равно снова и снова задавала им вопросы, чтобы создать их аромат-портреты. А когда человек просит сделать такой портрет после единичного общения по Скайпу – мне кажется, это практически нереально.

– А бывает так, что аромат меняет жизнь?

– Однажды мне предложили создать аромат Санкт-Петербургского цирка «Чинизелли» и сделать посвященную ему выставку.

Но директор Музея циркового искусства была настойчива и убедила меня выделить хотя бы 10 минут, чтобы послушать концепцию.

И вот я шла, цокая каблуками и ворча, что последний раз была в цирке 30 лет назад и больше туда не собиралась. Жаловалась, что меня отрывают от более важных дел.

А директор рассказала, что во всем мире диаметр цирковой арены составляет 13 метров, поэтому они решили подобрать для аромата цирка 13 запахов: каучук – он внизу, под манежем, пыльный форганг – цирковой занавес, запах пота гимнастов, свежих опилок, теплого молока, которым поят бегемота, газового освещения, которое до сих пор сохранилось в цирке «Чинизелли»... Но тринадцатый запах они не могли подобрать.

И я предложила тринадцатым сделать запах надушенных зрителей, которые идут в цирк как на праздник. И директор поняла, что я согласна. Она изменила мое мнение о цирке, и теперь, когда мы проводим выставку, то меняем мнение всех, кто на нее приходит. И люди нам говорят «Спасибо».

– Правда, что с помощью ароматов можно менять настроение?

– Конечно! Причем легко! Когда меня затянула рутина, хочется лечь и предаться тоске, когда мне нужно вдохновение, я брызгаюсь ароматом «Василий Кандинский». Он начинается зелеными нотами, потом раскрывается в желтый и заканчивается синим – и все это за полтора часа. По Кандинскому, зеленый цвет стабильный и неподвижный, желтый направляет энергию наружу, на смотрящего на него, а синий, наоборот, втягивает в себя, притягивает взгляд. Для меня это аромат вдохновения!

Аромат «Цирк «Чинизелли» подходит тем, кто собирается сделать что-то невозможное, из ряда вон выходящее. С этим ароматом открываются двери, и тебя приглашают туда, где ты даже не мечтал оказаться.

Аромат «Я – Маяковский!» отражает суть поэта революции: мягкая, тонкая душа поэта, одетая в кожанку, ставшая рупором революции. В этом запахе отчетливо слышны ноты кожи и шоколада. Он дает ощущение, что вы бьете кулаком. Когда мне нужно пробить стену, использую только его.

– Каким вы видите будущее российского парфюмерного искусства?

– Мне часто говорят, что нет такого понятия – российская парфюмерия. К сожалению, за 100 лет мы забыли имена парфюмеров, об их достижениях и славе. Моя задача – рассказать историю парфюмерии в России, возродить традиции, дать шанс будущим поколениям проявить себя. Все идет по спирали: чтобы наступило будущее, нам нужно опираться на историю. Я верю в расцвет российской парфюмерии!

Российская парфюмерия сейчас нишевая. В бутиках бывают удивительно красивые работы – этот парфюм очень сильно отличается от масс-маркета и люкса. С каждым годом у нас появляются новые имена – и это любовь, а не бизнес! Будет ли у нас в стране красивая нишевая парфюмерия как искусство или просто отдушка для тела – решат сами люди.

 В любом проекте присутствие парфюмерии буквально трансформирует реальность, которая перестает быть обыденной и серой, предстает в новом свете. Ведь мы не можем «отключить» обоняние. В своем культовом романе «Парфюмер» Патрик Зюскинд пишет: «Люди могут закрыть глаза и не видеть, заткнуть уши и не слышать. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания. Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце!»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх