На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Начальник ПДН Подольска – о причинах подростковой преступности и работе в пандемию

История подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) ведет свое начало с 31 мая 1935 года, когда в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. В преддверии 85-летнего юбилея ПДН обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с начальником подольского отделения по делам несовершеннолетних майором полиции Татьяной Дуловой и выяснила, в чем причина подростковой преступности, какие законы чаще всего нарушают подростки и как им можно помочь.

Что делать, если подростка задержала полиция: советы родителям и несовершеннолетним>>

История подразделения

За свою 85-летнюю историю отделения по делам несовершеннолетних в составе полиции терпели множество изменений. Однако главная их задача – предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними – не изменилась.

«Отделения назывались и инспекцией по делам несовершеннолетних, и отделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, но специфика работы и задачи оставались неизменными – мы должны делать все по максимуму для того, чтобы не допустить совершение несовершеннолетними правонарушений. Соответственно, для этого необходимо искоренить главные причины, одной из которых по-прежнему является беспризорность», – пояснила замначальника отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних – начальник отделения по делам несовершеннолетних УМВД России по городскому округу Подольск майор полиции Татьяна Дулова.

И добавила, что для этого инспекторами отделения проводится профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, устраняются неблагоприятные условия в семье, выявляются неблагополучные семьи.

Тем не менее, время диктует свои правила. Так, после войны процветала безнадзорность, так как многие дети потеряли родителей и близких, в 90-е годы основной проблемой были подростковые преступные группировки, а сейчас – киберпреступность.

Какая помощь положена семьям с детьми в период эпидемии коронавируса>>

Лихие 90-е

Первым инспектором по делам несовершеннолетних в Подольске, по словам сегодняшнего начальника отделения, была Варвара Акимова. Она работала во времена Великой Отечественной войны, когда процветали беспризорность и голод.

«А моей учительницей и нашей гордостью является ветеран отделения по делам несовершеннолетних Маргарита Виноградова, которая стояла у истоков подразделения в Подольске и руководила им с 70-х годов. Она работала в очень сложное для страны время – во время развала СССР и лихих 90-х. Когда подростки объединялись в преступные группировки, вооружались нунчаками, цепями и битами», – рассказала Дулова.

«Как-то вечером, когда Маргарита Андреевна уже вернулась домой, ей сообщили, что подростковая вооруженная группировка численностью около 300 человек движется из Солнцево в сторону Подольска. Из нашего города навстречу им шла такая же группировка численностью около 200 человек. И вот вы представьте: Виноградова на милицейском уазике въезжает в разъяренную толпу подростков, машину качают из стороны в сторону, а она кричит в рупор и просит их разойтись!» – пересказала начальник отделения по делам несовершеннолетних.

По ее словам, это было сложное время со своей спецификой в работе, а сейчас, конечно, все иначе.

Опасная Сеть: как уберечь ребенка от преступников, мошенников и педофилов>>

Современные реалии

В настоящее время инспекторам по делам несовершеннолетних приходится сталкиваться с совершенно другими реалиями, начиная от киберпреступлений и заканчивая суицидальными группами.

«Раньше никто и знать не знал, что такое суицидальные группы. Никто даже и не задумывался об этом. Но, к сожалению, суицид среди подростков – это наша очень страшная реальность. Конечно, неформальные движения были и 10, и 20 лет назад. Они есть и сегодня. Но не было деструктивных аккаунтов, которые призывают к разрушению, убийству и агрессии. Это очень страшно, и нам, взрослым, нужно быть бдительными и смотреть за тем, как ведут себя наши дети, за их изменениями, взглядами, переживаниями», – поделилась Дулова.

«Нужно общаться с детьми, быть другом, слушать и слышать ребенка. К сожалению, в погоне за быстрым темпом жизни многие родители даже после работы не могут отложить в сторону планшет или телефон и просто пообщаться со своим ребенком.

А ведь порой для того, чтобы вовремя оказать ему помощь и поддержку, нужно только поговорить с ним, выслушать, постараться помочь. Ребенок должен знать, что родители его поймут, не осудят, помогут и не навредят, выставив посмешищем перед друзьями или одноклассниками.

Не стоит влезать в его аккаунты, контролировать каждый шаг. Нужно всего лишь разговаривать», – пояснила она.

«Детки в клетке»: как помочь подросткам пережить самоизоляцию?>>

Подростковая преступность

Подростковая преступность напрямую зависит от состояния в семье. Семейное неблагополучие – это главная причина, способствующая тому, чтобы ребенок нарушил закон. С 1986 по 1996 год в Подольске на учете стояло свыше тысячи подростков, более 100 из которых уже имели судимость.

«Конечно, есть освобожденные от уголовной или административной ответственности, обвиняемые и так далее. Таких подростков более 50. Но тем не менее, за последние пять лет мы наблюдаем устойчивую динамику по подростковой преступности. Нет резкого всплеска и нет резкого снижения», – рассказала майор полиции.

Также Татьяна Дулова отметила, что чаще всего подростки совершают имущественные преступления, такие как кражи или грабежи. Реже они совершают разбои и еще реже – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Психолог из Подольска о детских кризисах и подростковых проблемах>>

«Заботливые» соседи

Возвращаясь к теме неблагополучия в семье, Дулова пояснила, что важно, чтобы соседи или близкие, которые видят, что требуется вмешательство со стороны, сообщали информацию о неблагополучии в правоохранительные органы. Но были в ее практике и такие истории, когда соседи вместо того, чтобы помочь, только вредили.

«Помню случай, когда соседи увидели босоногого ребенка одного на улице. При этом они знали о том, что двумя этажами выше живет многодетная семья, непьющая, благополучная. Этот ребенок был как раз из этой семьи. Просто пока мама отвлеклась, малыш тихонько вышел во двор. Вместо того, чтобы отвести ребенка домой или сообщить его маме, они позвонили нам», – вспомнила руководитель отделения по делам несовершеннолетних.

Был и другой случай, когда в полицию сообщили о том, что семья с двумя детьми проживает во дворе под навесом.

«Службы профилактики сгруппировались и стали решать, куда помещать детей. Но когда начинаешь не просто выполнять свою работу, но и вникать в ситуации, то понимаешь, что все не так просто. Выяснилось, что это семья, которая приехала из Азербайджана. Их третий ребенок родился с серьезным пороком сердца, и ему требовалась серьезная операция, сделать которую могли только в Москве. Они продали свою квартиру в Баку и все, что только смогли. Приехали в Москву, но денег хватило только на операцию и реабилитацию малыша. Родители образованные, интеллигентные. Отец нашел работу, они сняли квартиру в Подольске и стали жить здесь. Но главу семейства сократили, из квартиры их выгнали, и пока отец искал работу, они несколько дней были вынуждены жить под навесом», – вспомнила Дулова.

И добавила, что инспекторы отделения помогли отцу и матери устроиться на работу, от организации им выделили общежитие и вместо того, чтобы забрать детей, а родителей депортировать, им помогли выйти из сложной жизненной ситуации. Более того, правоохранители помогли и устроить детей в школу.

«Эта семья много раз звонила и благодарила за помощь. Я считаю, что вне зависимости от звания, погонов и положения, нужно оставаться людьми. Быть, в первую очередь, хорошим человеком, а уже потом специалистом и сотрудником», – пояснила она.

Что делать с шумными и агрессивными соседями>>

Сотрудничество с органами опеки

По словам Дуловой, когда речь идет о детях, то не имеет значение национальность. Главное – помочь ребенку и сделать все, что в силах, чтобы его спасти.

«Мы не забираем детей из благополучных семей. Более того – мы вообще не имеем таких полномочий. Если мы видим, что ребенок голодный, за ним никто не следит, он растет в неблагоприятной среде и родители ведут аморальный образ жизни, то эту информацию мы передаем органам опеки и попечительства», – пояснила глава отделения.

«Я всегда буду стоять на стороне инспекторов по делам несовершеннолетних. За 10-летний опыт работы могу сказать, что никто и никогда не прибегал к недобросовестному выполнению своих обязанностей в погоне за показателями», – заверила майор.

Как законно бороться с нерадивыми соседями>>

Работа в пандемию

Спектр ежедневных задач инспекторов по делам несовершеннолетних весьма широк: день начинается с бесед с подростками в школах, а заканчивается вечерними рейдами, раскрытием тяжких преступлений. Специфика работы заключается в том, что ее объектом являются дети.

«Могу сказать, что у нас нет понятия профессиональной деградации. Если судмедэксперт или патологоанатом привыкают к смертям, то мы нет. Все мы очень тяжело переносим детскую смерть, переживаем и по-своему виним себя в том, что вовремя не разглядели, не помогли, не спасли. Огонь в глазах, который присущ новичку, у нас не гаснет. Мы искренне работаем и стараемся помочь каждому ребенку», – поделилась Дулова.

Майор полиции пояснила, что во время пандемии работа изменилась. В частности, в самом начале действия ограничительных мер, когда школьникам в образовательных организациях вручали продуктовые наборы, сотрудники столкнулись с тем, что нерадивые родители, ведущие аморальный образ жизни, стали больше пить и употреблять наркотики, а дети буквально голодали.

«Родители пропивали все, что только могли, и, соответственно, им было не до продуктовых наборов и своих детей. Наши инспектора носили эти наборы детям, оставляли у дверей, как-то передавали. Все они очень переживали и старались помочь всем, чем могли. Были случаи, когда дети сами приходили в полицию и просили забрать их от пьющих родителей. Сложности были и с размещением иногородних. Инфекционные отделения на карантине, другие спецучреждения тоже», – объяснила она.

Тем не менее, несмотря на сложности, правоохранители выискивали всевозможные пути решения и старались помочь.

«Мое детство было сущим адом»: каково расти в семье алкоголиков?>>

Профессия мечты

В заключение Дулова рассказала, что задумывалась о работе в органах еще с 9 класса. Ее тетя и дядя были правоохранителями, и об офицерском благородстве она знала не понаслышке. Возможно, именно это и определило ее дальнейшую судьбу.

«Мамина родная сестра всю жизнь была следователем, ее муж был начальником следственного управления. Брат мой тоже свою жизнь связал с милицией. Возможно, повлияло и то, что с детства я по своему характеру была борцом за справедливость. К окончанию школы я была уверена, что поступлю на юрфак и пойду в органы – так и произошло», – вспомнила она.

Еще в институте МВД Дулову тянуло именно к проблеме подростковой преступности, а для дипломной работы была выбрана тема «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В отделение по делам несовершеннолетних в Подольске она пришла в 2009 году, и спустя три года стала руководителем.

«Если работа любимая, то она в тягость не будет никогда. Тяжело нашим семьям, нашим детям и нашим мужьям. Потому что мы редко бываем дома и много работаем.

Но наше отделение, мне кажется, больше для женщин. Мы, конечно, все офицеры, но мы еще и женщины, и отпустить определенные ситуации, в которых есть дети, мы по моральным принципам не можем.

Мы искренне переживаем за детей и стараемся сделать все возможное, чтобы вместо колонии они получили образование и пошли по правильному пути», – заключила она.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх