На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Начальник филиала ФСИН по Подольску о службе, спецустройствах и условно осужденных

В 2019 году Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) отмечает несколько юбилейных дат: 12 марта — 140 лет уголовно-исполнительной системе России, 14 апреля — 190 лет медицинской службе УИС, 7 мая — 100 лет уголовно-исполнительной инспекции ФСИН РФ, 30 июня — 25 лет службе охраны ФСИН РФ. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнал у подполковника внутренней службы, начальника филиала по горокругу Подольск Федерального казенного учреждения Уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ УИИ УФСИН) России по Московской области Владимира Созонова, как организована работа ведомства в горокруге.

– Как образовалась Федеральная служба исполнения наказаний?

– ФСИН как самостоятельное ведомство была создана относительно недавно — в 2004 году — на основании указа президента России Владимира Путина при реформировании органов исполнительной власти. До этого с 1998 по 2004 год ведомство входило в состав Министерства юстиции РФ. Но дольше всего, еще с советских времен, функции исполнения наказаний лежали в плоскости задач МВД. Сразу после установления советской власти предшественником ФСИН являлось НКВД.

Начальник Подольского ГИБДД: о новых парковках, Южном обходе и байкерах>>

– Чем занимается инспекция филиала ФСИН по Подольску?

– В инспекции служат 11 человек, в том числе я и мой заместитель. По статусу и льготам мы приравнены к военным внутренней службы.

Женщины-инспекторы занимаются условно осужденными по уголовным, но легким статьям, которым государство после суда позволило находиться на свободе в надежде на то, что они исправятся. Как правило, это попавшиеся на воровстве, виновные в ДТП автолюбители, неплательщики алиментов, наркозависимые. Также наша служба занимается теми, кого приговорили к домашнему аресту, обязательным и исправительным работам.

В постановлении суда указываются ограничения и обязанности условно осужденных, в том числе частота посещения инспектора филиала Уголовно-исполнительной инспекции. Как правило, наши подопечные приходят к инспекторам раз в месяц. С ними проводят беседу, в ходе которой напоминают, что нельзя нарушать закон и какие ограничения ввел суд, затем наши подопечные заполняют регистрационный лист.

На каждого нашего подопечного примерно раз в квартал делается запрос в полицию: привлекался ли он к уголовной или административной ответственности. Также запрашивают характеристики от уполномоченных участковых: встал на путь исправления или нет. Это может повлиять на дальнейшую судьбу осужденных, в том числе на ужесточение наказания или сокращение его срока.

– Какие наказания применяют к условно осужденным?

– Разной степени тяжести: штраф, обязательные и исправительные работы с удержанием из заработной платы от 5 до 20%. Также мы контролируем тех, кто осужден условно и с отсрочкой исполнения наказания. Раньше в основном это были женщины, в настоящее время достаточно много наркозависимых. Недавно добавился домашний арест и запрет определенных действий.

Наша служба контролирует и тех, кто ждет суда. В том числе определяем с помощью технических устройств, исполняет ли решение суда человек. Домашний арест – это тоже мера пресечения, и мы проверяем, не нарушается ли она. Суд решает, какой контроль установить – например, могут запретить не только выходить из дома, но и общаться с определенными людьми, пользоваться интернетом, оправлять телеграфные и почтовые отправления.

«Хотят быть полезными» — миграционный юрист Подольска о проблемах иностранцев>>

– На каких предприятиях города могут работать осужденные?

– Наши подопечные не могут менять место работы без уведомления ФСИН, да и работодатель должен знать, что у него работает условно осужденный человек.

Приговоренные к обязательным работам должны безвозмездно отработать в пользу государства определенное количество часов. Чаще всего это общественные работы, перечень которых строго определен.

В Подольске они могут сделать это на ряде муниципальных предприятий, в том числе в управляющих компаниях МУЖРП и ЖПЭТ, в парке имени Виктора Талалихина. Осужденные занимаются уборкой мусора, подрезают деревья и выполняют другую низкоквалифицированную физическую работу. На военное производство, как, например, на заводе имени Орджоникидзе, их не берут.

В Подольске в среднем от одного до десяти человек в месяц направляют на обязательные работы. В основном это те, кто совершил кражи и стал виновником дорожно-транспортных происшествий. К более жесткому наказанию – исправительным работам – приговаривают примерно 100 человек в год. Они также работают на муниципальных предприятиях, зарплата там составляет около 15-17 тысяч рублей.

Принудительные работы законодательно ввели не так давно. В Московской области еще нет Центра по принудительным работам, но здание недалеко от Луховиц уже есть, на него оформляют документы. В будущем суд будет направлять приговоренных туда. А пока тех, кого осудили в Подмосковье, направляют под Смоленск.

– Что бывает в случае отказа от работ и неявки к инспекторам?

– Около 20% осужденных по тем или иным причинам нарушают условия наказания, тогда им выносят предупреждение. Неоднократные предупреждения могут быть направлены в суд для продления наказания, вменения дополнительных обязанностей или отмены условного осуждения и замены исправительных и обязательных работ ограничением и даже лишением свободы. То есть невыполнение решения суда влечет за собой другой, более тяжелый вид наказания.

Если человек не приходит в назначенный день, ему нужно будет написать объяснение. Если не является сам, ему звонят, в крайнем случае к нарушителю выезжает инспектор. Если человека нет дома, берут объяснение у близких, выясняют причины отсутствия. Если наблюдаемый заболел и вынужден обратиться в больницу, это уважительная причина.

Кинолог Алексей Тришин: о собаках-полицейских и раскрытии сложных дел>>

– Были ли случаи нападения на сотрудников?

– Работаю с 2011 года, и ни разу такого не было. Особую сложность представляют люди, которых не признали психически невменяемыми, но все предпосылки к этому у них есть. Их наши инспекторы стараются посещать вместе с участковым.

Нужно сказать, что наши сотрудники часто оказывают помощь нашим подопечным. Некоторые осужденные при визите инспекторов падают в обморок из-за слабого здоровья – им всегда помогают. В самой инспекции осужденным иногда становится плохо во время летней жары – здание старое, кондиционеров нет. Сотрудники обязательно помогают, вызывают скорую. Были даже случаи, когда оказывали помощь во время эпилептических припадков.

– Какие технические новинки применяете?

– Специальные устройства, регистрирующие все передвижения. Устройство крепят на ногу, так как оно не плотно прилегает, и рука может выскользнуть. Браслет пластмассовый и не растягивается. Устройство не должно сдавливать конечность человека, к тому же есть определенные противопоказания – например, при отеке ног, а также если больное сердце и осужденный использует кардиостимулятор.

Информация о передвижениях человека подается через спутники. Наш сотрудник видит носителей браслетов в виде точек. Система сама оповещает, если человек нарушил запрет. После этого идет проверка, действительно ли человек вышел из дома или произошел сбой в системе – такое тоже случается. Точность нахождения человека с браслетом – около 90 метров. Поэтому контур ограничения пребывания рисуется с учетом этой погрешности.

Есть мобильные устройства, а есть стационарные – в зависимости от того, какие ограничения определены судом. Есть люди, которым разрешено выходить из помещения, несмотря на домашний арест, – к ним применяется мобильный вид устройства в виде телефона. В Подольске в настоящее время около 30 человек под домашним арестом, и почти все они с теми или иными устройствами.

Но такие устройства – не панацея. Два года назад нам нужно было везти мужчину на суд для зачитывания приговора за кражу, а он скрылся. Приехали к нему домой, а там лежит наше оборудование и сверху браслет. Сумел снять пластиковый ремешок, даже не повредив электрические провода! Мужчину тут же объявили в розыск и через два дня задержали. Просто он знал, что его ожидает реальный срок, и хотел оттянуть момент заключения.

Также осужденных могут приговорить к ограничению свободы – например, когда нельзя выезжать из Подольска, посещать питейные и развлекательные учреждения. В настоящее время таких отслеживают визуально во время проверок заведений – на всех контрольных устройств не хватает.

Сбежать за границу они не могут – информацию по тем, кто находится под домашним арестом, мы направляем в миграционную службу, там есть данные, что им запрещен выезд. Также следователи должны изымать у них загранпаспорта, чтобы они не могли покинуть территорию РФ. А вот по стране «побегать» могут, но их объявляют в розыск и чаще всего быстро находят.

Если у осужденного есть нарушения, мы уведомляем следователя, и он выходит с собранными материалами в суд. Суд и следствие решают, что делать с осужденным, если он нарушает режим. Например, могут заключить под стражу. Так, в 2018 году в Подольске у семи человек была изменена мера пресечения на заключение под стражу. Как правило, это наркоманы, которые выходили из дома в поисках дозы. Чтобы предупредить подобное, мы направляем наркозависимых на лечение.

– Расскажите о критериях эффективной работы.

– Инспектору важно, чтобы человек не совершил повторное преступление и старался досрочно сняться с учета. За каждым инспектором закреплено определенное количество осужденных по территориальному признаку, участки формируются по численности населения.

В среднем у сотрудника до 100 дел. Например, Подольск в его старых границах ведут четыре-пять человек, а микрорайон Климовск – один сотрудник. Кузнечики территориально меньше Климовска, но дел примерно столько же – криминальная ситуация там хуже, так как много приезжих, тех, кто приехал на заработки, на учебу.

У нас есть рейтинговые оценки инспекторов – сколько материалов направили в суд, сколько удовлетворили. Ежегодно через суд проходит порядка тысячи человек, из них около 20 досрочников – тех, кто досрочно освобождаются от контроля.

Чтобы подать на досрочное освобождение, сначала нужно отходить без нарушений более половины срока. Так как сроки от шести месяцев до пяти лет, не все смогут выдержать столько времени. Поэтому примерно столько же дел уходит на лишение свободы – примерно 30-40 человек в год. Но больше всего на предупреждение – продлить срок или обязанности, например, являться два раза в месяц, лечиться от наркотической зависимости, не выходить из дома определенное время. По нашему ходатайству срок могут продлить от месяца до года.

Сами осужденные тоже могут подать ходатайство, чтобы снять судимость. Но вычеркнуть ее совсем нельзя – даже если она погашена, в базе данных МВД она останется. Поэтому вряд ли они смогут устроиться в службу безопасности или получить работу, связанную с материальными ценностями. Также эти данные поступают в военкомат.

Аварком из Подольска о ДТП, правильном оформлении европротокола и выплатах>>

– Кого берут на службу во ФСИН?

– У претендентов обязательно должно быть юридическое образование и хорошее здоровье. Только после прохождения медкомиссии можно получить направление на работу. У нас приходят сразу на офицерские должности.

Инспекторы проходят первоначальную подготовку, их учат пользоваться спецсредствами и оружием – в частности, наручниками и слезоточивым газом, это нужно для защиты. Затем изучают законодательство по специализированным статьям. Потом проходят стажировку в филиале.

Также мы даем направления выпускникам школ в свои образовательные учреждения, например, во Владимире и Рязани. В вузах разные направления – тыловое обеспечение, розыск, психология, юриспруденция, бухгалтерия. Учащиеся наших вузов получают освобождение от службы в армии и выходят лейтенантами.

– Почему большую часть вашего коллектива составляют женщины?

– Работа во многом связана с документооборотом, а с этим лучше справляются женщины. Среди тех, кто находится под нашим контролем, примерно 80% – мужчины, но работать с осужденными по легким статьям не так опасно. Тем более, инспекторы сотрудничают с участковыми полиции.

– Кого бы вы отметили среди сотрудников?

– Инспектор Светлана Бадальян работает с 2005 года. Ответственный работник, у нее высокие показатели. Находит подход к людям, умеет настроить, убедить не совершать противозаконных проступков. Может донести, что один шанс осужденному уже дали, а в другой раз исход может быть другим – например, его направят в места лишения свободы.

Недавно УФСИН России по Московской области объявило заместителю начальника ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области Сергею Попкову благодарность за высокие показатели.

– Каковы преимущества службы во ФСИН?

– Наши сотрудники приравнены к военным внутренней службы, поэтому пользуются теми же льготами. У них ранний выход на пенсию: служба идет год за полтора, то есть после 13 лет службы человек может выйти на минимальную пенсию.

После 10 лет службы, если нет жилья, сотрудники получают сертификат. Также можно пользоваться санаториями и профилакториями МВД – мы были в их системе до 1998 года, договоры действуют до сих пор. За границу сотрудникам выезжать можно, но в определенные страны и по разрешению руководства.

Филиал в Подольске обеспечен двумя машинами. Сотрудникам выделяют обмундирование, оргтехнику. Средняя заработная плата во ФСИН зависит от стажа и составляет около 50 тысяч рублей, новички получают 30 тысяч рублей в месяц.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх