На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Подольске

9 подписчиков

Дети в интернете: нужно ли запрещать подросткам пользоваться соцсетями?

Невозможно представить современную жизнь без интернета и социальных сетей. Причем знакомиться с виртуальным миром дети начинают с самых ранних лет, а к подростковому возрасту и вовсе «пропадают» в нем часами напролет. Обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с психологами и выяснила, стоит ли запрещать детям пользоваться интернетом и каковы признаки реальной зависимости.

Детские психологи в Подольске: где школьникам помогут при стрессах>>

Почему дети «уходят» в интернет

По словам психолога Ольги Неделиной, почти каждый второй, кто заявляет о проблемах с детьми, ссылается на привязанность к смартфону, соцсетям, компьютерным играм, интернету. Когда нет интересов в реальной жизни, то появляется зависимость от виртуальной реальности, иногда довольно серьезная. Все, что доставляет удовольствие и не требует особых усилий, притягивает детей.

«Сам по себе интернет – не зло и не благо. Это виртуальный мир огромных возможностей, если использовать его как инструмент для саморазвития и коммуникации. Но ведь можно использовать его и для потакания своим прихотям и тайным «хотелкам». А дети только учатся отличать хорошее от плохого, благо от вреда. И выводы они будут делать, либо самостоятельно справляясь со своими проблемами, либо во взаимодействии со взрослым другом. Часто ли родители готовы и могут стать такими друзьями? Когда им не до ребенка, он ищет понимания на стороне», – отметила Неделина.

И пояснила: социальные сети выглядят вполне безопасно и заманчиво, особенно когда ребенок попадает в тиски определенного комплекса, невроза или дурного психологического сценария в своей же семье. Речь о ситуациях, когда самим родителям нужна помощь психолога: они измотаны на работе, конфликтуют между собой, у них нет опыта взаимодействия с ребенком в кризисной ситуации.

Проблема с коммуникацией в семье отражается на способностях ребенка налаживать успешные связи. Растущие страхи, внутренняя агрессия, частые обвинения ребенка в различных «грехах» дают ему повод искать выход в общении хоть с кем-то, кто «поймет и поможет». Но кто появится в соцсети в образе «доброго помощника»? Чаще всего, конечно, сверстники. Но можно нарваться и на злоумышленника.

Опасная Сеть: как уберечь ребенка от преступников, мошенников и педофилов>>

Интернет как способ общения

Психолог Евгения Хабарова сказала, что чаще всего за помощью к психологам приходят не подростки, а обеспокоенные родители, которых тревожит чрезмерное – по их мнению – увлечение детей интернетом.

«Интернет – это значимая часть жизни современных подростков. Причем многие говорят, что там они не просто проводят время, но и общаются со сверстниками. Меня удивили слова 13-летней девочки, которая рассказала, что в их среде не принято звонить или писать смс. Если ты общаешься через мессенджеры – здорово, круто! Но если «по старинке» звонишь, то друзья могут даже перестать общаться! Соответственно, без интернета подросток может быть и вовсе отрезан от сверстников», – отметила Хабарова.

Когда родители отключают интернет, например, в качестве наказания, то они в большинстве случаев лишают ребенка и общения с друзьями. Поэтому очень важно не просто наказать, а объяснить, что это временная мера за нехороший проступок.

«Одно дело, если вы предупредили о намерении временно отграничить доступ в интернет и сделали это в качестве наказания на определенный срок. И совершенно другое, когда вы просто против того, чтобы подросток проводил свое свободное время в соцсетях!» – подчеркнула Хабарова.

И отметила: таков современный мир, интернет – это значимая часть реальности, без него уже нельзя. Впрочем, родители и сами зачастую не могут показать ребенку положительный пример.

«Каждый из нас часами сидит в соцсетях и пользуется мессенджерами! Для начала родители должны сами ограничить свое времяпрепровождение в интернете, а уже потом требовать этого от ребенка. Кстати, это отличный повод для семейных дней «интернет-детокса» – отказа от виртуальной реальности. Это может пойти на пользу всей семье, ведь появившееся время можно провести интересно и необычно», – посоветовала Хабарова.

Новые образовательные проекты в Подольске: частная интернет‑школа и ЦМИТ>>

Взаимопонимание в семье – залог безопасности

Оба психолога сошлись во мнении – для того, чтобы уберечь ребенка от дурного влияния в сети, нужно уделять ему достаточно внимания, общаться и стараться понимать и принимать его увлечения и интересы.

«Всегда ли у родителей есть на это силы, время и желание? Часто им проще сунуть ему в руки смартфон с мультиками, чем составлять для малыша разнообразную программу развития. Хотя помощь по дому, мытье посуды, приготовление пищи и разные домашние дела детям порой намного интереснее, чем игрушки. Интерес к саморазвитию необходимо поддерживать системно, это не должно выглядеть, как воспитание. Скорее как дружба и совместные взаимоинтересные программы: походы в лес, конструирование, мелкий ремонт квартиры, шитье, домашний кукольный театр, музыка, рисование. В таком ключе интернет становится помощником, а не врагом. И детям не придется искать в соцсетях понимание – оно должно быть обеспечено дома», – отметила Неделина.

И добавила, что наиболее опасны случаи, когда дети попадают в закрытые группы, лидерами которых являются специалисты, владеющие специальными методиками психологического воздействия. Их цели различны и нередко криминальны – например, продажа наркотиков, проституция. Также социальные сети позволяют получить личные данные – фотографии, адреса, контакты, и в этом смысле они однозначно опасны. Ведь никогда не знаешь, кто находится по ту сторону аккаунта, прячась за миловидным фото профиля.

Однако и таких опасностей поможет избежать взаимопонимание в семье. Ведь ребенок, который привык взаимодействовать с родителями для решения различных проблем, всегда сам покажет странное предложение из интернета и попросит совета.

«Нужно общаться с ребенком! Не просто спрашивать, как дела и что сегодня было на обед, а интересоваться его увлечениями, переживаниями. Нужно говорить, слушать и слышать. А в каких-то ситуациях стоит помочь – даже если кажется, что его хобби «ненужное». Например, подсказать что-то по прохождению онлайн-игры или помочь составить жалобу на грубого игрока. Тогда ребенок будет знать: что бы ни случилось, вы поможете, не будете осуждать или «учить», а просто придете на помощь. Именно к такому родителю ребенок и придет за советом», – пояснила Хабарова.

И рассказала, что недавно к ней обратились родители, чей ребенок украл карту, чтобы оплатить игру. Этого могло не произойти, если бы в этой семье было взаимопонимание.

«Дети сейчас другие. Они с самых ранних лет живут в мире информации. Подростки уже и сами многое знают об опасностях в интернете. Но этого мало: родители также должны быть осведомлены о современных мошеннических схемах в сети. Они должны знать, как распознать опасность и уберечь от нее ребенка», – пояснила она.

Подольская молодежь: «XXI век заставляет часто пользоваться интернетом»>>

Нужно ли ограничивать использование интернета?

«Как можно остановить прогресс и запретить то, что для всех уже является обыденностью? Социальные сети стали частью нашей жизни. Да, информация в открытом доступе легко становится добычей мошенников, воров, шантажистов. Да, можно узнать о каждом шаге человека – при желании. Но запрещать пользоваться интернетом бессмысленно, это борьба с ветряными мельницами. Вместо этого родителям нужно помочь ребенку научиться различать пользу и вред», – отметила Неделина.

И пояснила: ограничения на интернет должны быть обязательно, пока малыш не научится сам регулировать свое пребывание и поведение в нем. Но при этом необходимо давать «более вкусную» альтернативу – бассейн, прогулки, подвижные игры со сверстниками. К подростковому возрасту уже должны сформироваться навыки выбора приоритетов и безопасных коммуникаций.

По словам Хабаровой, если вы хотите, чтобы ребенок больше читал, то и сами должны читать, подавая достойный пример, а не сидеть все свободное время в соцсетях и играх.

«Многие родители пытаются ограничить интернет у детей. Причем делают это резко, только ухудшая взаимоотношения в семье. Представьте: вы читаете новости в соцсети, и у вас из рук вырывают телефон, а потом и вовсе не дают им пользоваться. Что вы почувствуете? Правильно, злость! Такую же злость, обиду и разочарование чувствует ребенок. Как поступить, если ребенок долго сидит в сети? Для начала предупредить, что у него осталось несколько минут на то, чтобы досмотреть фильм, дослушать музыку, закончить диалог, после чего он должен выключить смартфон или планшет и заняться другими делами. Согласитесь, это уже другое дело!» – пояснила Хабарова.

«У меня был интересный случай. Родители отключали 13-летнему ребенку интернет. Как только наступал вечер, интернет странным образом пропадал, но родители пожимали плечами и убеждали, что они ни при чем. Конечно, подросток все понимал! И такое вранье только ухудшало отношения в семье, подрывало доверие. Дети сейчас очень продвинутые!» – отметила Хабарова.

Что касается соцсетей, стоит помнить: при регистрации там указан рекомендованный возраст, чаще всего от 14 лет. Бывает, что родители сами создают страницы своим малышам  чуть ли не с шестилетнего возраста, а потом, когда дети подрастают, начинают переживать, что они много времени проводят в сети.

«Не думаю, что стоит полностью лишать ребенка возможностей, которые дает интернет. Да и сделать это просто невозможно: Wi-Fi есть в общественном транспорте, в парках и скверах, практически во всех кафе и ресторанах. Если вы отключите дома интернет, то ребенок все равно будет в нем сидеть – но уже скрыто, неконтролируемо. Лучше научить ребенка правильно пользоваться интернетом, стремиться к знаниям и саморазвитию», – рекомендует Хабарова.

Подольские учителя: «Дети заставляют нас всегда быть в тонусе!»>>

Родители-надзиратели

Но бывает и противоположная ситуация: родители не ограничивают интернет, но пристально наблюдают за активностью детей в нем. По словам Хабаровой, нельзя перегибать с таким надзирательством.

«Я знаю много случаев, когда обеспокоенные родители добавлялись под фейковыми профилями к своим детям и следили за всем, что они делают в соцсети. Конечно, если ребенок об этом узнает, то происходит скандал. Подросток чувствует, что его обманули, за ним следят, ему не доверяют. Так что делать этого не стоит. Дайте подростку свободы! Если хотите добавиться в друзья к нему в соцсети, то будьте честны и не обманывайте», – посоветовала психолог.

И добавила, что это относится и к гаджетам, которые позволяют отслеживать перемещения по GPS. Если родители хотят знать, где находится ребенок, и для этого решают надеть ему на руку часы с такой возможностью, то не стоит его обманывать или заставлять. Нужно объяснить, зачем это нужно, но решение – надеть или нет – должен принять он сам.

«Если вы заставите ребенка носить такие часы, будете сутками напролет следить за всеми его передвижениями, контролировать все, что он делает в соцсетях, проверять его фотографии и комментарии, то ему очень быстро надоест быть под постоянным контролем. И он будет снимать часы, создаст фейковую страницу и так далее. В итоге между вами будет недопонимание, обида и никакого доверия друг к другу», – предостерегает Хабарова.

Чтобы обеспечить определенный уровень безопасности в сети, можно установить защитные программы на компьютер или активировать так называемый режим родительского контроля. Если вы не знаете, как это сделать, пригласите специалиста. Но главное – обсудите эти меры с ребенком.

Воспитать успешного человека: как работает детская бизнес‑школа в Подольске>>

Интернет-зависимость – реальность или миф?

Психологи отмечают, что интернет-зависимость действительно существует. Однако стоит понимать, что не всегда привязанность ребенка к интернету и соцсетям – это именно зависимость.

Иногда вместо живого общения ребенок погружается в виртуальный мир, но там он на самом деле ищет единомышленников, которые его поймут и не будут «учить», как это делают родители. Ребенок жаждет внимания и понимания со стороны собеседников, если не получает этого в семье.

В случае с зависимостью ситуация иная. Ей подвержены не только дети, но и взрослые. Человек не просто проводит все время в интернете, а теряет интерес вообще ко всему, кроме этого. Если попытаться ограничить пользование интернетом, то реакция будет очень бурная: истерики, ругань, угрозы. Одним словом, поведение неадекватное и часто опасное. Это типично при зависимостях.

«Если ребенок интернет-зависим, то пока он сам не захочет от этого излечиться, ничего не получится. Лучше не допускать подобного. Например, если вы замечаете, что подросток слишком много сидит в сети, стоит устроить путешествие без гаджетов, выбраться на природу всей семьей или хотя бы в парк, на каток. Нужно показать, что в реальном мире тоже есть много интересного, что жизнь состоит не только из интернета и соцсетей», – посоветовала Хабарова.

«У меня был случай: родители думали, что у мальчика игромания, и отчаялись. Через соцсети он общался с виртуальными друзьями, забывая про учебу. Попытки отобрать у него компьютер заканчивались истериками. Родителям казалось, что мальчик потерял интерес к общению, обучению, развитию. Я провела с этой семьей всего два сеанса, и это помогло ребенку переключить внимание на подлинные ценности, а родителям осознать свою роль в воспитании. Детская психика мобильна и оперативно реагирует на внимание и любовь. Для ребенка любовь – как вода для страждущего в пустыне», – заключила Неделина.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх